Добро пожаловать на сайт педагога - психолога Лышковой Екатерины Михайловны

НЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ

Существует множество психологических про­блем, для решения которых столь прямолинейная па­радигма оказывается неэффективной, поэтому требу­ется применение более подходящих методов. К таким проблемам относятся изучение потребительского спроса рабочих сталелитейных заводов Питтсбурга, различие в количестве страдающих маниакально-де­прессивным психозом в Майами и Сиэтле или же тен­денции моды за последнее столетие. Эти и сотни по­добных тем представляют большой интерес, пользу и значение для психологов и могут быть исследованы научно, эмпирическими методами, позволяющими получить надежные результаты. Задача исследовате­ля — принят решения и обосновать их. Следователь­но, важно, чтобы студент, изучающий эксперимен­тальную психологию, был знаком с разнообразными исследовательскими методами, с тем чтобы знать, ког­да допустимо (а когда нет) использовать тот или иной экспериментальный план.

Сбор данных в неэкспериментальных исследованиях

Очень важно иметь некоторые стандартные сред­ства сбора данных в неэкспериментальных исследо­ваниях, например, основанные на наблюдениях за субъектом (или субъектами) в течение некоторого периода времени. Рассмотрим пример нетрадицион­ной исследовательской парадигмы.

Как видно из этого примера, элементы времени и частоты событий являются непременными компо­нентами данных наблюдений. Используются три раз­личных способа количественной оценки поведения испытуемых. Это метод частоты, метод длительнос­ти и метод интервалов.

Метод частоты

Этот метод основан на подсчете специфических случаев поведения в рамках определенного периода времени. Так, если вас интересует агрессивное пове­дение детей на площадке для игр, вы можете дать операциональное определение (подробнее о нем см. в главе 2) агрессивного поведения и фиксировать случаи этого поведения, например, в течение 30-ми­нутного периода.

Метод длительности

Предусматривает фиксацию продолжительности каждого интересующего эпизода поведения. В случае изучения агрессивного поведения можно, например, фиксировать длительность каждого случая агрессив­ного поведения.

Метод интервалов

Это метод наблюдения, при котором время делит­ся на интервалы, например, по 3 минуты каждый. Затем наблюдатель записывает, в какие интервалы по­пал тот или иной поступок (например, агрессивный). Информация такого рода дает сведения как о после­довательности поведения, так и, как в случае с шим­панзе, о начале поведения и его протекании на про­тяжении ряда временных интервалов.

Наблюдения в естественных условиях

Как предполагает сам термин, наблюдения в ес­тественных условиях — это «полевые» исследова­ния, основанные на наблюдениях за испытуемыми в естественных условиях. Как правило, исследователь не пытается изменить окружающие условия для оценки влияния той или иной независимой перемен­ной, но вместо этого сами социальные условия и ис­пытуемые стимулируют события, которые становят­ся источниками данных. В некотором смысле все люди являются естествоиспытателями, то есть мы все наблюдаем за другими людьми в их естественной среде, будь то аэропорт, супермаркет, бар для холос­тяков, учебная аудитория или театр. Однако здесь сле­дует подчеркнуть, что поскольку объекты наблюдения находятся в естественных условиях, а не в лаборато­рии, методика научных наблюдений в этом случае менее точно определена.

Когда Чарльз Дарвин планировал экспедицию на Галапагосские острова в первой половине XIX века, он делал это с намерением наблюдать естественную природную жизнь, которую он там обнаружит. Он не строил планов о серии экспериментов, где были бы представлены поддающиеся изменению факторы и измерялись бы произведенные ими эффекты. Приме­ненный Дарвином метод, наблюдение в естественных условиях (то есть наблюдение, сделанное в услови­ях постоянного обитания изучаемого организма), привел к появлению теории, особенно повлиявшей в то время на развитие науки. Наблюдение в естествен­ных условиях включает систематическую фиксацию воспринятой исследователем информации. Местом проведения такого наблюдения могут быть участки, куда не ступала нога человека, например, Галапагос­ские острова во времена Дарвина или же такое «ци­вилизованное» место, как клуб здоровья в сердце Лос-Анджелеса. Внимательный осмотр подробного описания брачных ритуалов гигантских черепах на Галапагосских островах или тщательное описание изысканных манер ухаживания постоянного клиен­та клуба здоровья за дамой из того же клуба — все они являются примерами естественного наблюдения. В течение долгого времени на естественное наблюде­ние в американской психологии налагалось табу. Недавно тем не менее оно достигло величайшей по­пулярности и вновь рассматривается как важный метод сбора данных. Даже в нынешних условиях уче­ные должны помнить, что в процессе наблюдения в естественных условиях необходимо фиксировать их объективные и систематические результаты с целью ­ защиты от искажений информации от личностных предубеждений, чувств и склонностей.

Предположим, вас интересует проблема, много веков интригующая воображение людей,— ночное поведение в полнолуние. Многочисленные легенды рассказывают (психологи-экспериментаторы очень подозрительно относятся к легендам), что в это вре­мя люди начинают испытывать беспокойство и со­вершают странные поступки — отсюда и происхож­дение слова «лунатик». Случайная информация, ко­торая иногда становится источником различных гипотез, говорит о том, что в полнолуние люди хуже спят, видят больше снов, употребляют больше алко­голя, чем обычно. Полиция, персонал больниц, «Ско­рой помощи» и другие специалисты, по работе стал­кивающиеся с жертвами несчастных случаев, свиде­тельствуют о повышенной частоте случаев аномального поведения в период полнолуния, и неко­торые исследования подтверждают такие результаты. Несколько лет тому назад один наш студент, по но­чам дежуривший в психиатрической больнице, соби­рал данные о том, сколько раз больные вставали но­чью в зависимости от фазы луны. Взаимосвязь ока­залась положительной, но ее причина оставалась неопределенной. Возможно, причиной тому была просто лучшая, чем в другие ночи, освещенность, по­зволяющая больным пройти в ванную комнату, не спотыкаясь о препятствия.

Чтобы собрать надежные данные о ночной актив­ности пациентов и ее связи с лунными фазами, важ­но установить операциональные критерии данного типа поведения. Поскольку количество посещений пациентом туалета может быть обусловлено просто условиями освещенности, необходимо провести бо­лее подробные наблюдения за такими особенностями, как положение тела пациента во время сна, сколько раз он переворачивается во сне, какие видит снови­дения, а затем соотнести результаты наблюдений с фазами Луны. Все эти наблюдения необходимо де­лать предельно ненавязчиво, чтобы наблюдатель не стал невольным возмущающим фактором. Более того, каждый фактор необходимо выражать количе­ственно, что может потребовать наличия сложной аппаратуры (хотя следует отметить, что для многих наблюдений в естественных условиях специального оборудования не требуется). Для записи положений тела во время сна экспериментатор может фиксиро­вать, сколько раз пациент переворачивается из одно­го положения (например, лицом вверх) в другое (ли­цом вниз) в течение ночи. Ночную активность мож­но эмпирически измерить, установив кровать на четыре микропереключателя, способных отмечать ее покачивания. Частоту сновидений можно измерить, прикрепив микродатчики к векам спящего для фик­сации быстрых движений глаз, связанных с интен­сивностью сновидений.

В «слепом» экс­перименте наблюдаемому не говорят, что главным независимым фактором эксперимента является фаза Луны. В «двойном слепом» эксперименте об основ­ных переменных эксперимента не знают ни пациент, ни наблюдающий. «Двойной слепой» эксперимент гарантирует отсутствие сознательного или бессозна­тельного влияния на результаты как пациента, так и наблюдателя. В этом эксперименте обязательно нуж­но указывать характеристики наблюдаемых. Напри­мер, активность пожилых одиноких людей может быть менее заметной, чем у 18-летних молодоженов. Быстрые движения глаз у лиц, употребляющих психотропные препараты, могут быть более интенсивны­ми, а подвижность в постели может быть выше у любителей кофе. Все эти независимые факторы следу­ет обязательно учитывать, потому что они могут замет­но влиять на результаты наблюдений. Таким образом, влияние лунных фаз на ночную активность может быть искажено другими, внешними, факторами.

До сих пор этот заманчивый проект не осуществ­лен, но многие эксперименты, в которых производи­лись эмпирические измерения в естественных усло­виях, были успешно завершены. Следующий пример иллюстрирует такой случай.

Полевые исследования

Еще на одном примере исследований такого же типа — в естественных условиях — мы теперь рас­смотрим полевое исследование. Это исследование было проведено с помощью «метода потерянных писем», в котором людям подкладываются фиктивные письма для проверки, отправят ли они их адресатам. Измеряется количество возвратов (то есть количе­ство отправленных потерянных писем), например, для различных районов.

Брайсон и Хэмблин (Bryson, Hamblin, 1988) ис­пользовали этот метод для оценки доли возврата по­чтовых открыток, содержавших либо нейтральные, либо плохие новости. Обратите внимание на долю возврата в зависимости от типа новостей и от пола испытуемых.

«Метод потерянных писем» и Мим-эффект

Дж. Б. Брайсон и К. Хэмблин

Для проверки отношения человека к информиро­ванию других о неверности их любовных партнеров был применен вариант «метода потерянных писем», а именно — «метод потерянных открыток». Про­штемпелеванные почтовые открытки с адресами ос­тавлялись на ветровых стеклах 180 автомобилей, сто­ящих неподалеку от почтовых ящиков с припиской от руки: «Найдено около вашей машины. Это ваше?».

Третья часть (60) открыток содержала нейтраль­ные и хорошие (контрольные) сообщения («Рад слы­шать, что тебе это удалось. У нас тоже все хорошо. Пиши...»); 30 из них были адресованы мужчинам, 30 — женщинам.

Другие 120 открыток, разделенные поровну меж­ду мужчинами и женщинами, сообщали адресатам о возможной измене их любовных партнеров в та­ком примерно послании: «Дорогой Боб (дорогая Джуди), я ужасно не хочу тебе этого говорить, но, кажется, я видел твою подругу Энн (друга Боба) выходящей из ночного клуба на бульваре Эль Ка-хон с другим мужчиной (другой женщиной). Это было во вторник. Может быть, это не важно, но я не знал, как рассказать тебе об этом при личной встре­че. Барри (Берта)».

Результаты подтвердили предполагаемый MUM-эффект, в соответствии с которым плохие новости передают не так часто, как хорошие: были отправле­ны 35 открыток (58,3%) с хорошими и нейтральны­ми новостями и только 23 открытки (19,2%) с пло­хими новостями (χ2 = 28,10, р < 0,001). К тому же был выявлен значительный эффект двойного стан­дарта в зависимости от пола получателя плохих но­востей: из 23 отправленных открыток 19 были адре­сованы мужчинам и только 4 — женщинам (χ2 = 12,02, р < 0,01).

Эти результаты показывают, что не только суще­ствует общее нежелание сообщать плохие новости (MUM-эффект), но и наблюдается двойной стандарт в желании передавать информацию о неверности — «пострадавший» всегда узнает об этом последним, особенно если это женщина. Почему люди менее склонны сообщать о мужской неверности? Представ­ляются возможными два объяснения: женская невер­ность менее приемлема, поэтому о ней предпочита­ют сообщать, или, возможно, считается, что женщи­ны хуже переносят сообщения об измене партнера и поэтому нуждаются в защите от подобных новостей.

Некоторые полевые исследования поднимают се­рьезные этические вопросы в связи с предпринимае­мыми уловками, с которыми испытуемые редко со­глашаются.

­В научных исследованиях тен­денций (трендов) для достоверно­сти последующих сравнений важ­но установить уровень отсчета, исходный для интересующей пе­ременной. В качестве примера рассмотрим гипотезу о том, что с увеличением объема продажи ал­когольных напитков увеличивает­ся количество случаев супружес­кой неверности. Корреляционные исследования в течение некоторо­го периода времени могли бы стать первым шагом в установле­нии причинно-следственной свя­зи между этими двумя перемен­ными. Однако важно также уста­новить исходный уровень, или среднюю частоту, как случаев супружеской неверности, так и объема продажи алкогольных на­питков за это же время. Возмож­ное отсутствие соответствующей статистики обяжет исследователя собрать данные об этих перемен­ных для обеспечения достоверно­сти результатов.

Вообще говоря, использование результатов наблюдения за вре­менными трендами как доводов в пользу наличия причинно-следст­венных связей менее надежно, чем экспериментальные исследова­ния, в которых манипулируют конкретной независимой пере­менной. Например, существует высокая корреляция между твер­достью асфальта и детской смерт­ностью. Однако очень трудно по­нять, как одна из этих переменных может влиять на другую, ведь это соотношение может быть обуслов­лено влиянием третьей перемен­ной или же быть просто случайно­стью. По этим причинам необхо­димо проводить эмпирические исследования трендов со строгим соблюдением предписанных стан­дартов наблюдения. Рассмотрим пример эмпирического исследова­ния тренда.

Эмпирические исследования временных тенденций (трендов)

Как мы уже видели, можно получать надежные результаты эмпирических наблюдений поведения испытуемых при постоянном значении независимой переменной. Описанные выше методы можно также применять для получения информации более широ­кого типа, например, о социокультурньгх временных тенденциях (трендах). Так, было бы полезно изме­рять частоту самоубийств в Балтиморе на протяже­нии года или в течение нескольких лет с целью установить временные тенденции, позволяющие предсказывать грядущий уровень самоубийств. Или же эти тенденции могут быть связаны с определен­ными датами, например с Рождеством, или с опреде­ленным временем года, например зимой. Подобные данные могут затем стать основанием для более об­щих теорий о возможном влиянии времени года на настроение.

Таким образом, сбор информации о временных тенденциях не может быть осуществлен традицион­ными экспериментальными методами, в которых из­меряется эффект какой-либо переменной. Тем не менее в приведенном примере исследователь пытал­ся изучить причины аномалий питания академичес ким способом. Следует иметь в виду: аномалии ре­жима питания и другие психологические явления вызываются множеством различных факторов, лишь одним из которых является стремление обрести раз­меры тела, близкие к идеальным. Чтобы указать все причины поведения в этом или подобных случаях, требуются дополнительные исследования, методы которых могут совпадать и не совпадать с традици­онными. В заключение можно сказать, что такое сложное поведение, как аномалия режима питания, скорее всего, является результатом комплекса при­чин. Для их выявления добросовестный исследова­тель обязан использовать широкий диапазон различ­ных методов. Эти методы могут включать как тради­ционные, так и нетрадиционные экспериментальные процедуры.

Корреляционные исследования

Термин исследование используется вместо терми­на эксперимент в связи с тем, что корреляционные исследования не затрагивают причинно-следствен­ных связей (даже если такие связи подразумевают­ся). Корреляционные исследования направлены на изучение взаимосвязи между двумя переменными. Такие исследования могут представлять ценность, если интерпретация результатов не выходит за рам­ки этих взаимосвязей.

Примером психологической переменной, которую можно исследовать с помощью корреляционного ме­тода, может служить интеллект. Некоторые люди обладают более высоким интеллектом, другие — ме­нее, а коэффициент интеллекта можно выразить ко­личественно. Скорость бега — другая человеческая способность, которая может рассматриваться как пе­ременная величина и иметь количественное выраже­ние. Следовательно, можно исследовать соотношение этих двух переменных с помощью корреляционного метода. Для начала можно провести соревнования по бегу на 50 метров среди студентов второго курса уни­верситета. Некоторые пробегут это расстояние быс­тро, некоторые — медленно, а в основном — близко к некоему промежуточному результату. После этого у тех же студентов при помощи стандартного теста можно измерить уровень интеллекта, который тоже будет варьироваться. Затем эти два ряда данных (уровень интеллекта и скорость бега) могут быть со­поставлены с помощью простого статистического корреляционного анализа. Результаты такого анали­за покажут степень взаимосвязи между переменны­ми, которая в этом случае, по всей видимости, будет слабой, но положительной (то есть уровень интел­лекта и скорость бега будут иметь тенденцию, хотя и не ярко выраженную, изменяться в одном и том же направлении).

Способствует ли уровень развития интеллекта повышению скорости бега (или скоростные способ­ности влияют на повышение уровня интеллекта), является ли употребление алкоголя фактором, спо­собствующим повышению рождаемости (или наобо­рот)? Хотя некоторые из этих соотношений могут иметь место, все же с научной точки зрения простое установление связи между двумя переменными не означает существования причинно-следственных от­ношений. Мы подчеркиваем этот момент, потому что некоторые поверхностные мыслители часто воспри­нимают совпадение во времени двух событий как доказательство существования между ними причин­но-следственной связи. Очень часто такой образ мыс­лей становится источником возникновения всякого рода предрассудков, и можно вспомнить многочис­ленные примеры, когда люди носят всевозможные амулеты, потому что однажды (или несколько раз) присутствие этих вещей совпадало с какими-либо удачными событиями в их жизни.

Более того, наличие корреляции не устанавливает отношения последовательности между причиной и следствием. Оно просто указывает, что две перемен­ные взаимосвязаны между собой в большей степени, чем это можно ожидать при случайном совпадении.

Другие методы исследования

К другим продуктивным методам исследования относятся опросы, личные интервью, контент-анализ, архивные исследования и наблюдения за участника­ми, среди прочих.

­

ИССЛЕДОВАНИЯ

 Одним из самых любопытных и важных исследовательских проек­тов, осуществленных в последнее время, был эксперимент «Уошу», осуществленный Алленом и Беат­рис Гарднерами в Невадском уни­верситете в Рино. Несколькими годами ранее они высказали идею о том, что с обезьянами шимпанзе можно общаться с помощью язы­ка знаков, которым пользуются глухонемые. Важность замысла их исследования заключалась в том, что его результаты могли многое рассказать нам о фундаменталь­ных свойствах языка, пролить свет на некоторые вопросы сравнитель­ной психологии и даже на филоге­нез приматов и человека. Это была действительно «большая наука». Но обучение шимпанзе языку зна­ков не укладывалось в традици­онную исследовательскую пара­дигму, предполагающую введение независимой переменной и регис­трацию зависимой реакции. По­этому Гарднеры разработали про­цедуру наблюдения, обеспечива­ющую надежность данных, отражающих процесс овладения языком. Один из используемых ими методов оценки понимания обезьянами тех или иных знаков основывался на том, что когда один из экспериментаторов де­монстрировал животному знак рукой (например, знак, означаю­щий слово кукла), а шимпанзе ка­ким-то образом реагировал на это (например, указывал на «правиль­ный» объект), то другой экспери­ментатор фиксировал реакцию, причем «вслепую», оставаясь в не­ведении относи­тельно того, ка­кой знак был показан. Только после записи «ответа» шим­панзе он срав­нивался с пока­занным знаком. Таким образом, влияние при­страстности экс­периментатора, столь частое яв­ление в обыч­ных экспери­ментах, здесь было сведено к минимуму. Накоп­ление большого количества дан­ных в течение длительного пери­ода времени позволило получить надежные результаты, отражаю­щие процесс усвоения языка шим­панзе Уошу и его сородичами. Кроме того, помимо реакций на знаки экспериментатора парал­лельно проводились наблюдения за спонтанными проявлениями «языкотворчества» по инициативе самих приматов.

 

­ Ученые-исследователи Дин, Уиллис и Хьюитт (Dean, Willis, Hewitt, 1975) заинтересовались, на каком расстоянии держатся друг от друга люди с неравным статусом. Гипотеза, лежащая в ос­нове их исследования, основыва­лась на предположении, что люди с более низким статусом старают­ся находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса. Например,

расстояние между студентом и его преподавателем может быть боль­ше, чем между ним и его сокурс­никами. И еще большее расстоя­ние может быть между ним и де­каном или ректором. Для проверки этой гипотезы Дин и др. ненавязчиво измерили, на каком расстоянии останавливаются но­вобранцы, приближаясь к мор­ским офицерам. Результаты этого исследования показали, что рас­стояние между военными увели­чивалось пропорционально разли­чию в их званиях. Данный при­мер, повествующий нам нечто о взаимовлиянии межличностного пространства и воспринимаемого статуса, основан вовсе не на тра­диционной экспериментальной методологии, но является хоро­шим образцом наблюдения в есте­ственных условиях.

 

За последние несколько лет по­теря аппетита и, наоборот, повы­шенное чувство голода стали весь­ма распространенными явлениями в США, особенно среди женщин. Почему это происходит? Могут ли подобные отклонения быть связа­ны со стремлением соответство­вать идеализированному образу красивой женщины? Если это так, возможно ли исследовать какие-либо тенденции в формировании и развитии идеализированных обра­зов в массовой культуре?

В исследовании, посвященном изучению этих вопросов, Мазур (Mazur, 1986) проследил историю изменения концепции женской красоты и аномальные случаи, ставшие следствием стремления некоторых женщин соответство­вать идеализированным стандар­там. Разработка этого исследова­ния поставила некоторые особые проблемы, связанные с тем, что количественные параметры идеа­лизированных форм женской кра­соты не вполне определенны. Не­которые исследователи утвержда­ли, что женская красота — это нечто такое, что можно признавать, но чему нельзя дать операциональ­ное определение. (Это напоминает вынесенное несколько лет назад в Верховном суде США определе­ние порнографии: «Я узнаю это, когда увижу».) Тем не менее Ма­зур попытался выявить количе­ственные параметры женской кра­соты, изучая физические характе­ристики участниц конкурсов «Мисс Америка» и фотомоделей журнала «Плейбой» за длительный период времени. В общих чертах эти данные дают основание полагать, что иде­альная красавица с каждым годом становится выше и стройнее. Если женщина мало что может сделать для увеличения своего роста, то все же способна в определенной степени влиять на размеры своих талии, бедер и бюста с помощью диеты. Согласно выводам Мазура, некоторые женщины заходят в этом слишком далеко, результа­том чего становится аномальный режим питания.

 Пример корреляци­онного исследования, использо­ванного при изучении связи таких переменных величин, как количе­ство употребляемого женщинами алкоголя и уровень рождаемости в районе Сан-Франциско с 1970 по 1980 г. Проведенные исследования показали высокую степень поло­жительной связи между рождаемо­стью и уровнем потребления алко­гольных напитков. Является ли один фактор причиной другого? Можно предположить, что упо­требление алкоголя играет опреде­ленную роль в том, что рождается больше детей, но можно также предположить, что рождение детей становится причиной увеличения употребления алкоголя. Или же это совпадение происходит под воздействием каких-то иных фак­торов. Основываясь исключитель­но на результатах корреляционно­го анализа, невозможно сделать заключение о каких-либо причин­но-следственных связях.

 В одном давнем и часто упоми­наемом исследовании влияния тренировки на эффективность на­учения Лордж (Lorge, 1930) ста­рался выяснить, в каком случае испытуемые лучше выполняют задания: действуя непрерывно ("концентрация упражнений") или же когда процесс выполнения разбит на интервалы с периодами отдыха между ними («распределе­ние упражнений»). Лордж пред­лагал испытуемым обводить кон­тур фигуры (например, звезды), наблюдая ее (и свою руку) толь­ко в зеркале. В эксперименте уча­ствовали три группы испытуемых, и каждая группа обводила фигуру по 20 раз. Для одной группы 20 испытаний были проведены последовательно, без перерывов. Для второй группы после каждо­го испытания следовал одноми­нутный перерыв. Третья группа подвергалась одному испытанию в день в течение 20 дней. Таким образом, между испытаниями имели место суточные интервалы. Мерой эффективности выполне­ния являлось время, затраченное на рисование фигуры,— чем быст­рее, тем выше эффективность.

Результаты эксперимента Лорджа показали, что, за исключени­ем первого испытания, средняя эффективность выполнения зада­ния членами группы, имевшей су­точный отдых после каждого ис­пытания, была выше, чем у груп­пы, имевшей одноминутный отдых, а эффективность послед­ней — выше, чем у группы, выпол­нявшей всю серию без перерыва. Эти результаты позволили сде­лать заключение, что для заданий этого типа выполнение их с пере­рывами эффективнее, чем мето­дом концентрации упражнений.

 В исследовании, проведенном Бенбоу и Стэнли (Benbow & Stanley, 1980), использовалась субъектная переменная — гендер, а целью эксперимента было выяв­ление возможного различия мате­матических способностей у маль­чиков и девочек. Исследователи отобрали по школьным отметкам 9927 учащихся седьмых и восьмых классов с равным объемом прой­денной школьной программы. За­тем им был предложен тест на проверку академических способ­ностей. В математической части теста средняя оценка мальчиков была значительно выше средней оценки девочек. Кроме того, более 50% мальчиков имели оценку 600 баллов (из возможных 800), тогда как ни одна девочка не име­ла оценки выше 600 баллов. Ис­следователи также сообщили о максимальных оценках. Макси­мальная оценка мальчика была на 190 баллов выше максимальной оценки девочки. Эти результаты можно ставить под сомнение, но исследователи настаивают на их объективности и считают, что од­ной из целей научных исследова­ний должно стать изучение при­чин данного явления.

­

Слепые люди успешно избега­ют столкновении с различными препятствиями, однако очень малоизвестно, как им это удается. В одной из гипотез предполага­лось, что у них развивается спо­собность «видеть лицом», то есть они реагируют на ничтожные из­менения давления воздуха на от­крытые участки кожи. Согласно другой теории, это происходит по­тому, что слепые могут улавли­вать самые слабые звуковые сиг­налы. Супа, Котцин и Далленбах (Supa, Cotzin, Dallenbach, 1944) решили проверить эти теории. В их эксперименте слепые люди хо­дили по комнате с установленны­ми в ней различными препятстви­ями (экранами). Эксперименталь­ные условия были представлены в двух вариантах. В первом случае слепым людям надевали войлоч­ную маску на лицо и перчатки на руки (чтобы исключить восприя­тие кожей). Во втором случае им в уши вставлялись звукопогло­щающие пробки. Третий вариант условий — контрольный: слепые просто ходили по той же комнате, как в обычных условиях. Резуль­таты показали, что испытуемые из контрольной группы и испытуе­мые в войлочных масках каждый раз обходили препятствия, в то время как испытуемые с пробками в ушах каждый раз на них натыка­лись. На основании этих результа­тов авторы эксперимента пришли к заключению, что умение слепых людей обходить препятствия объясняется в первую очередь их тонкой чувствительностью к зву­ковым сигналам, а не «лицевым зрением».

 Пол (Paul, 1966) провел экспери­мент с целью проверки эффектив­ности двух методов лечения рече­вой фобии. Его испытуемыми были студенты крупного университета, посещающие занятия по риторике. Пол выбрал 67 студентов, у кото­рых были серьезные проблемы в процессе обучения, и распределил их по четырем группам. Первой группе из 15 человек предлагался курс поведенческой терапии. Дру­гой группе из 15 человек предлагал­ся курс рациональной терапии. Тре­тья группа из 15 человек получала плацебо в виде безвредных, но и бесполезных таблеток, хотя испы­туемым говорили, что это поможет им избавиться от проблем. Испыту­емым из четвертой группы из 22 че­ловек сообщали, что к ним не будут применяться какие-либо специаль­ные меры, и они просто отвечали на те же вопросы, которые задавались членам других групп. Каждый ис­пытуемый должен был произнести одну речь до начала предписанного курса и одну — после его заверше­ния. Зависимой переменной было количество улучшений, выявляе­мых в речах испытуемых от перво­го ко второму разу по оценкам че­тырех психологов-клиницистов. Эти четыре специалиста не знали, какой курс проходил тот или иной испытуемый и в какой группе. Ре­зультаты эксперимента показали, что улучшили свои показатели 100% испытуемых из группы пове­денческой терапии, 60% испытуе­мых из группы рациональной тера­пии, 73% испытуемых из группы плацебо и 32% испытуемых из кон­трольной группы, к которым не применялись никакие методы.

­

Очевидное проявление предвзя­тости при проведении эксперимен­та было показано Розенталем и Фоудом (Rosenthal, Fode, 1963). Студентам, обладавшим некоторы­ми знаниями в сфере эксперимен­тальной психологии, предложили оценить способность проходить лабиринт у крыс, разделенных на две группы. «Экспериментаторам» было сказано, что одну группу сформировали из крыс, обладав­ших хорошей наследственной спо­собностью прохождения лабирин­та, тогда как другую группу — из крыс, такой способностью не обла­давших. Как и ожидалось, «способ­ные» показали значительно более высокие результаты. Однако странность заключалась в том, что крысы отбирались из стандартной выборки, в которой не было деле­ния на способных и неспособных. Действительно ли крысы из груп­пы «способных» проходили лаби­ринты лучше «неспособных»? Вряд ли, но «экспериментаторы» ожида­ли такого результата, и это ожида­ние повлияло на объективность их оценок.

 

Оставить комментарий: