НЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) ИССЛЕДОВАНИЯ
Существует множество психологических проблем, для решения которых столь прямолинейная парадигма оказывается неэффективной, поэтому требуется применение более подходящих методов. К таким проблемам относятся изучение потребительского спроса рабочих сталелитейных заводов Питтсбурга, различие в количестве страдающих маниакально-депрессивным психозом в Майами и Сиэтле или же тенденции моды за последнее столетие. Эти и сотни подобных тем представляют большой интерес, пользу и значение для психологов и могут быть исследованы научно, эмпирическими методами, позволяющими получить надежные результаты. Задача исследователя — принят решения и обосновать их. Следовательно, важно, чтобы студент, изучающий экспериментальную психологию, был знаком с разнообразными исследовательскими методами, с тем чтобы знать, когда допустимо (а когда нет) использовать тот или иной экспериментальный план.
Сбор данных в неэкспериментальных исследованиях
Очень важно иметь некоторые стандартные средства сбора данных в неэкспериментальных исследованиях, например, основанные на наблюдениях за субъектом (или субъектами) в течение некоторого периода времени. Рассмотрим пример нетрадиционной исследовательской парадигмы.
Как видно из этого примера, элементы времени и частоты событий являются непременными компонентами данных наблюдений. Используются три различных способа количественной оценки поведения испытуемых. Это метод частоты, метод длительности и метод интервалов.
Метод частоты
Этот метод основан на подсчете специфических случаев поведения в рамках определенного периода времени. Так, если вас интересует агрессивное поведение детей на площадке для игр, вы можете дать операциональное определение (подробнее о нем см. в главе 2) агрессивного поведения и фиксировать случаи этого поведения, например, в течение 30-минутного периода.
Метод длительности
Предусматривает фиксацию продолжительности каждого интересующего эпизода поведения. В случае изучения агрессивного поведения можно, например, фиксировать длительность каждого случая агрессивного поведения.
Метод интервалов
Это метод наблюдения, при котором время делится на интервалы, например, по 3 минуты каждый. Затем наблюдатель записывает, в какие интервалы попал тот или иной поступок (например, агрессивный). Информация такого рода дает сведения как о последовательности поведения, так и, как в случае с шимпанзе, о начале поведения и его протекании на протяжении ряда временных интервалов.
Наблюдения в естественных условиях
Как предполагает сам термин, наблюдения в естественных условиях — это «полевые» исследования, основанные на наблюдениях за испытуемыми в естественных условиях. Как правило, исследователь не пытается изменить окружающие условия для оценки влияния той или иной независимой переменной, но вместо этого сами социальные условия и испытуемые стимулируют события, которые становятся источниками данных. В некотором смысле все люди являются естествоиспытателями, то есть мы все наблюдаем за другими людьми в их естественной среде, будь то аэропорт, супермаркет, бар для холостяков, учебная аудитория или театр. Однако здесь следует подчеркнуть, что поскольку объекты наблюдения находятся в естественных условиях, а не в лаборатории, методика научных наблюдений в этом случае менее точно определена.
Когда Чарльз Дарвин планировал экспедицию на Галапагосские острова в первой половине XIX века, он делал это с намерением наблюдать естественную природную жизнь, которую он там обнаружит. Он не строил планов о серии экспериментов, где были бы представлены поддающиеся изменению факторы и измерялись бы произведенные ими эффекты. Примененный Дарвином метод, наблюдение в естественных условиях (то есть наблюдение, сделанное в условиях постоянного обитания изучаемого организма), привел к появлению теории, особенно повлиявшей в то время на развитие науки. Наблюдение в естественных условиях включает систематическую фиксацию воспринятой исследователем информации. Местом проведения такого наблюдения могут быть участки, куда не ступала нога человека, например, Галапагосские острова во времена Дарвина или же такое «цивилизованное» место, как клуб здоровья в сердце Лос-Анджелеса. Внимательный осмотр подробного описания брачных ритуалов гигантских черепах на Галапагосских островах или тщательное описание изысканных манер ухаживания постоянного клиента клуба здоровья за дамой из того же клуба — все они являются примерами естественного наблюдения. В течение долгого времени на естественное наблюдение в американской психологии налагалось табу. Недавно тем не менее оно достигло величайшей популярности и вновь рассматривается как важный метод сбора данных. Даже в нынешних условиях ученые должны помнить, что в процессе наблюдения в естественных условиях необходимо фиксировать их объективные и систематические результаты с целью защиты от искажений информации от личностных предубеждений, чувств и склонностей.
Предположим, вас интересует проблема, много веков интригующая воображение людей,— ночное поведение в полнолуние. Многочисленные легенды рассказывают (психологи-экспериментаторы очень подозрительно относятся к легендам), что в это время люди начинают испытывать беспокойство и совершают странные поступки — отсюда и происхождение слова «лунатик». Случайная информация, которая иногда становится источником различных гипотез, говорит о том, что в полнолуние люди хуже спят, видят больше снов, употребляют больше алкоголя, чем обычно. Полиция, персонал больниц, «Скорой помощи» и другие специалисты, по работе сталкивающиеся с жертвами несчастных случаев, свидетельствуют о повышенной частоте случаев аномального поведения в период полнолуния, и некоторые исследования подтверждают такие результаты. Несколько лет тому назад один наш студент, по ночам дежуривший в психиатрической больнице, собирал данные о том, сколько раз больные вставали ночью в зависимости от фазы луны. Взаимосвязь оказалась положительной, но ее причина оставалась неопределенной. Возможно, причиной тому была просто лучшая, чем в другие ночи, освещенность, позволяющая больным пройти в ванную комнату, не спотыкаясь о препятствия.
Чтобы собрать надежные данные о ночной активности пациентов и ее связи с лунными фазами, важно установить операциональные критерии данного типа поведения. Поскольку количество посещений пациентом туалета может быть обусловлено просто условиями освещенности, необходимо провести более подробные наблюдения за такими особенностями, как положение тела пациента во время сна, сколько раз он переворачивается во сне, какие видит сновидения, а затем соотнести результаты наблюдений с фазами Луны. Все эти наблюдения необходимо делать предельно ненавязчиво, чтобы наблюдатель не стал невольным возмущающим фактором. Более того, каждый фактор необходимо выражать количественно, что может потребовать наличия сложной аппаратуры (хотя следует отметить, что для многих наблюдений в естественных условиях специального оборудования не требуется). Для записи положений тела во время сна экспериментатор может фиксировать, сколько раз пациент переворачивается из одного положения (например, лицом вверх) в другое (лицом вниз) в течение ночи. Ночную активность можно эмпирически измерить, установив кровать на четыре микропереключателя, способных отмечать ее покачивания. Частоту сновидений можно измерить, прикрепив микродатчики к векам спящего для фиксации быстрых движений глаз, связанных с интенсивностью сновидений.
В «слепом» эксперименте наблюдаемому не говорят, что главным независимым фактором эксперимента является фаза Луны. В «двойном слепом» эксперименте об основных переменных эксперимента не знают ни пациент, ни наблюдающий. «Двойной слепой» эксперимент гарантирует отсутствие сознательного или бессознательного влияния на результаты как пациента, так и наблюдателя. В этом эксперименте обязательно нужно указывать характеристики наблюдаемых. Например, активность пожилых одиноких людей может быть менее заметной, чем у 18-летних молодоженов. Быстрые движения глаз у лиц, употребляющих психотропные препараты, могут быть более интенсивными, а подвижность в постели может быть выше у любителей кофе. Все эти независимые факторы следует обязательно учитывать, потому что они могут заметно влиять на результаты наблюдений. Таким образом, влияние лунных фаз на ночную активность может быть искажено другими, внешними, факторами.
До сих пор этот заманчивый проект не осуществлен, но многие эксперименты, в которых производились эмпирические измерения в естественных условиях, были успешно завершены. Следующий пример иллюстрирует такой случай.
Полевые исследования
Еще на одном примере исследований такого же типа — в естественных условиях — мы теперь рассмотрим полевое исследование. Это исследование было проведено с помощью «метода потерянных писем», в котором людям подкладываются фиктивные письма для проверки, отправят ли они их адресатам. Измеряется количество возвратов (то есть количество отправленных потерянных писем), например, для различных районов.
Брайсон и Хэмблин (Bryson, Hamblin, 1988) использовали этот метод для оценки доли возврата почтовых открыток, содержавших либо нейтральные, либо плохие новости. Обратите внимание на долю возврата в зависимости от типа новостей и от пола испытуемых.
«Метод потерянных писем» и Мим-эффект
Дж. Б. Брайсон и К. Хэмблин
Для проверки отношения человека к информированию других о неверности их любовных партнеров был применен вариант «метода потерянных писем», а именно — «метод потерянных открыток». Проштемпелеванные почтовые открытки с адресами оставлялись на ветровых стеклах 180 автомобилей, стоящих неподалеку от почтовых ящиков с припиской от руки: «Найдено около вашей машины. Это ваше?».
Третья часть (60) открыток содержала нейтральные и хорошие (контрольные) сообщения («Рад слышать, что тебе это удалось. У нас тоже все хорошо. Пиши...»); 30 из них были адресованы мужчинам, 30 — женщинам.
Другие 120 открыток, разделенные поровну между мужчинами и женщинами, сообщали адресатам о возможной измене их любовных партнеров в таком примерно послании: «Дорогой Боб (дорогая Джуди), я ужасно не хочу тебе этого говорить, но, кажется, я видел твою подругу Энн (друга Боба) выходящей из ночного клуба на бульваре Эль Ка-хон с другим мужчиной (другой женщиной). Это было во вторник. Может быть, это не важно, но я не знал, как рассказать тебе об этом при личной встрече. Барри (Берта)».
Результаты подтвердили предполагаемый MUM-эффект, в соответствии с которым плохие новости передают не так часто, как хорошие: были отправлены 35 открыток (58,3%) с хорошими и нейтральными новостями и только 23 открытки (19,2%) с плохими новостями (χ2 = 28,10, р < 0,001). К тому же был выявлен значительный эффект двойного стандарта в зависимости от пола получателя плохих новостей: из 23 отправленных открыток 19 были адресованы мужчинам и только 4 — женщинам (χ2 = 12,02, р < 0,01).
Эти результаты показывают, что не только существует общее нежелание сообщать плохие новости (MUM-эффект), но и наблюдается двойной стандарт в желании передавать информацию о неверности — «пострадавший» всегда узнает об этом последним, особенно если это женщина. Почему люди менее склонны сообщать о мужской неверности? Представляются возможными два объяснения: женская неверность менее приемлема, поэтому о ней предпочитают сообщать, или, возможно, считается, что женщины хуже переносят сообщения об измене партнера и поэтому нуждаются в защите от подобных новостей.
Некоторые полевые исследования поднимают серьезные этические вопросы в связи с предпринимаемыми уловками, с которыми испытуемые редко соглашаются.
В научных исследованиях тенденций (трендов) для достоверности последующих сравнений важно установить уровень отсчета, исходный для интересующей переменной. В качестве примера рассмотрим гипотезу о том, что с увеличением объема продажи алкогольных напитков увеличивается количество случаев супружеской неверности. Корреляционные исследования в течение некоторого периода времени могли бы стать первым шагом в установлении причинно-следственной связи между этими двумя переменными. Однако важно также установить исходный уровень, или среднюю частоту, как случаев супружеской неверности, так и объема продажи алкогольных напитков за это же время. Возможное отсутствие соответствующей статистики обяжет исследователя собрать данные об этих переменных для обеспечения достоверности результатов.
Вообще говоря, использование результатов наблюдения за временными трендами как доводов в пользу наличия причинно-следственных связей менее надежно, чем экспериментальные исследования, в которых манипулируют конкретной независимой переменной. Например, существует высокая корреляция между твердостью асфальта и детской смертностью. Однако очень трудно понять, как одна из этих переменных может влиять на другую, ведь это соотношение может быть обусловлено влиянием третьей переменной или же быть просто случайностью. По этим причинам необходимо проводить эмпирические исследования трендов со строгим соблюдением предписанных стандартов наблюдения. Рассмотрим пример эмпирического исследования тренда.
Эмпирические исследования временных тенденций (трендов)
Как мы уже видели, можно получать надежные результаты эмпирических наблюдений поведения испытуемых при постоянном значении независимой переменной. Описанные выше методы можно также применять для получения информации более широкого типа, например, о социокультурньгх временных тенденциях (трендах). Так, было бы полезно измерять частоту самоубийств в Балтиморе на протяжении года или в течение нескольких лет с целью установить временные тенденции, позволяющие предсказывать грядущий уровень самоубийств. Или же эти тенденции могут быть связаны с определенными датами, например с Рождеством, или с определенным временем года, например зимой. Подобные данные могут затем стать основанием для более общих теорий о возможном влиянии времени года на настроение.
Таким образом, сбор информации о временных тенденциях не может быть осуществлен традиционными экспериментальными методами, в которых измеряется эффект какой-либо переменной. Тем не менее в приведенном примере исследователь пытался изучить причины аномалий питания академичес ким способом. Следует иметь в виду: аномалии режима питания и другие психологические явления вызываются множеством различных факторов, лишь одним из которых является стремление обрести размеры тела, близкие к идеальным. Чтобы указать все причины поведения в этом или подобных случаях, требуются дополнительные исследования, методы которых могут совпадать и не совпадать с традиционными. В заключение можно сказать, что такое сложное поведение, как аномалия режима питания, скорее всего, является результатом комплекса причин. Для их выявления добросовестный исследователь обязан использовать широкий диапазон различных методов. Эти методы могут включать как традиционные, так и нетрадиционные экспериментальные процедуры.
Корреляционные исследования
Термин исследование используется вместо термина эксперимент в связи с тем, что корреляционные исследования не затрагивают причинно-следственных связей (даже если такие связи подразумеваются). Корреляционные исследования направлены на изучение взаимосвязи между двумя переменными. Такие исследования могут представлять ценность, если интерпретация результатов не выходит за рамки этих взаимосвязей.
Примером психологической переменной, которую можно исследовать с помощью корреляционного метода, может служить интеллект. Некоторые люди обладают более высоким интеллектом, другие — менее, а коэффициент интеллекта можно выразить количественно. Скорость бега — другая человеческая способность, которая может рассматриваться как переменная величина и иметь количественное выражение. Следовательно, можно исследовать соотношение этих двух переменных с помощью корреляционного метода. Для начала можно провести соревнования по бегу на 50 метров среди студентов второго курса университета. Некоторые пробегут это расстояние быстро, некоторые — медленно, а в основном — близко к некоему промежуточному результату. После этого у тех же студентов при помощи стандартного теста можно измерить уровень интеллекта, который тоже будет варьироваться. Затем эти два ряда данных (уровень интеллекта и скорость бега) могут быть сопоставлены с помощью простого статистического корреляционного анализа. Результаты такого анализа покажут степень взаимосвязи между переменными, которая в этом случае, по всей видимости, будет слабой, но положительной (то есть уровень интеллекта и скорость бега будут иметь тенденцию, хотя и не ярко выраженную, изменяться в одном и том же направлении).
Способствует ли уровень развития интеллекта повышению скорости бега (или скоростные способности влияют на повышение уровня интеллекта), является ли употребление алкоголя фактором, способствующим повышению рождаемости (или наоборот)? Хотя некоторые из этих соотношений могут иметь место, все же с научной точки зрения простое установление связи между двумя переменными не означает существования причинно-следственных отношений. Мы подчеркиваем этот момент, потому что некоторые поверхностные мыслители часто воспринимают совпадение во времени двух событий как доказательство существования между ними причинно-следственной связи. Очень часто такой образ мыслей становится источником возникновения всякого рода предрассудков, и можно вспомнить многочисленные примеры, когда люди носят всевозможные амулеты, потому что однажды (или несколько раз) присутствие этих вещей совпадало с какими-либо удачными событиями в их жизни.
Более того, наличие корреляции не устанавливает отношения последовательности между причиной и следствием. Оно просто указывает, что две переменные взаимосвязаны между собой в большей степени, чем это можно ожидать при случайном совпадении.
Другие методы исследования
К другим продуктивным методам исследования относятся опросы, личные интервью, контент-анализ, архивные исследования и наблюдения за участниками, среди прочих.
ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из самых любопытных и важных исследовательских проектов, осуществленных в последнее время, был эксперимент «Уошу», осуществленный Алленом и Беатрис Гарднерами в Невадском университете в Рино. Несколькими годами ранее они высказали идею о том, что с обезьянами шимпанзе можно общаться с помощью языка знаков, которым пользуются глухонемые. Важность замысла их исследования заключалась в том, что его результаты могли многое рассказать нам о фундаментальных свойствах языка, пролить свет на некоторые вопросы сравнительной психологии и даже на филогенез приматов и человека. Это была действительно «большая наука». Но обучение шимпанзе языку знаков не укладывалось в традиционную исследовательскую парадигму, предполагающую введение независимой переменной и регистрацию зависимой реакции. Поэтому Гарднеры разработали процедуру наблюдения, обеспечивающую надежность данных, отражающих процесс овладения языком. Один из используемых ими методов оценки понимания обезьянами тех или иных знаков основывался на том, что когда один из экспериментаторов демонстрировал животному знак рукой (например, знак, означающий слово кукла), а шимпанзе каким-то образом реагировал на это (например, указывал на «правильный» объект), то другой экспериментатор фиксировал реакцию, причем «вслепую», оставаясь в неведении относительно того, какой знак был показан. Только после записи «ответа» шимпанзе он сравнивался с показанным знаком. Таким образом, влияние пристрастности экспериментатора, столь частое явление в обычных экспериментах, здесь было сведено к минимуму. Накопление большого количества данных в течение длительного периода времени позволило получить надежные результаты, отражающие процесс усвоения языка шимпанзе Уошу и его сородичами. Кроме того, помимо реакций на знаки экспериментатора параллельно проводились наблюдения за спонтанными проявлениями «языкотворчества» по инициативе самих приматов.
Ученые-исследователи Дин, Уиллис и Хьюитт (Dean, Willis, Hewitt, 1975) заинтересовались, на каком расстоянии держатся друг от друга люди с неравным статусом. Гипотеза, лежащая в основе их исследования, основывалась на предположении, что люди с более низким статусом стараются находиться от людей с более высоким статусом дальше, чем от людей своего статуса. Например,
расстояние между студентом и его преподавателем может быть больше, чем между ним и его сокурсниками. И еще большее расстояние может быть между ним и деканом или ректором. Для проверки этой гипотезы Дин и др. ненавязчиво измерили, на каком расстоянии останавливаются новобранцы, приближаясь к морским офицерам. Результаты этого исследования показали, что расстояние между военными увеличивалось пропорционально различию в их званиях. Данный пример, повествующий нам нечто о взаимовлиянии межличностного пространства и воспринимаемого статуса, основан вовсе не на традиционной экспериментальной методологии, но является хорошим образцом наблюдения в естественных условиях.
За последние несколько лет потеря аппетита и, наоборот, повышенное чувство голода стали весьма распространенными явлениями в США, особенно среди женщин. Почему это происходит? Могут ли подобные отклонения быть связаны со стремлением соответствовать идеализированному образу красивой женщины? Если это так, возможно ли исследовать какие-либо тенденции в формировании и развитии идеализированных образов в массовой культуре?
В исследовании, посвященном изучению этих вопросов, Мазур (Mazur, 1986) проследил историю изменения концепции женской красоты и аномальные случаи, ставшие следствием стремления некоторых женщин соответствовать идеализированным стандартам. Разработка этого исследования поставила некоторые особые проблемы, связанные с тем, что количественные параметры идеализированных форм женской красоты не вполне определенны. Некоторые исследователи утверждали, что женская красота — это нечто такое, что можно признавать, но чему нельзя дать операциональное определение. (Это напоминает вынесенное несколько лет назад в Верховном суде США определение порнографии: «Я узнаю это, когда увижу».) Тем не менее Мазур попытался выявить количественные параметры женской красоты, изучая физические характеристики участниц конкурсов «Мисс Америка» и фотомоделей журнала «Плейбой» за длительный период времени. В общих чертах эти данные дают основание полагать, что идеальная красавица с каждым годом становится выше и стройнее. Если женщина мало что может сделать для увеличения своего роста, то все же способна в определенной степени влиять на размеры своих талии, бедер и бюста с помощью диеты. Согласно выводам Мазура, некоторые женщины заходят в этом слишком далеко, результатом чего становится аномальный режим питания.
Пример корреляционного исследования, использованного при изучении связи таких переменных величин, как количество употребляемого женщинами алкоголя и уровень рождаемости в районе Сан-Франциско с 1970 по 1980 г. Проведенные исследования показали высокую степень положительной связи между рождаемостью и уровнем потребления алкогольных напитков. Является ли один фактор причиной другого? Можно предположить, что употребление алкоголя играет определенную роль в том, что рождается больше детей, но можно также предположить, что рождение детей становится причиной увеличения употребления алкоголя. Или же это совпадение происходит под воздействием каких-то иных факторов. Основываясь исключительно на результатах корреляционного анализа, невозможно сделать заключение о каких-либо причинно-следственных связях.
В одном давнем и часто упоминаемом исследовании влияния тренировки на эффективность научения Лордж (Lorge, 1930) старался выяснить, в каком случае испытуемые лучше выполняют задания: действуя непрерывно ("концентрация упражнений") или же когда процесс выполнения разбит на интервалы с периодами отдыха между ними («распределение упражнений»). Лордж предлагал испытуемым обводить контур фигуры (например, звезды), наблюдая ее (и свою руку) только в зеркале. В эксперименте участвовали три группы испытуемых, и каждая группа обводила фигуру по 20 раз. Для одной группы 20 испытаний были проведены последовательно, без перерывов. Для второй группы после каждого испытания следовал одноминутный перерыв. Третья группа подвергалась одному испытанию в день в течение 20 дней. Таким образом, между испытаниями имели место суточные интервалы. Мерой эффективности выполнения являлось время, затраченное на рисование фигуры,— чем быстрее, тем выше эффективность.
Результаты эксперимента Лорджа показали, что, за исключением первого испытания, средняя эффективность выполнения задания членами группы, имевшей суточный отдых после каждого испытания, была выше, чем у группы, имевшей одноминутный отдых, а эффективность последней — выше, чем у группы, выполнявшей всю серию без перерыва. Эти результаты позволили сделать заключение, что для заданий этого типа выполнение их с перерывами эффективнее, чем методом концентрации упражнений.
В исследовании, проведенном Бенбоу и Стэнли (Benbow & Stanley, 1980), использовалась субъектная переменная — гендер, а целью эксперимента было выявление возможного различия математических способностей у мальчиков и девочек. Исследователи отобрали по школьным отметкам 9927 учащихся седьмых и восьмых классов с равным объемом пройденной школьной программы. Затем им был предложен тест на проверку академических способностей. В математической части теста средняя оценка мальчиков была значительно выше средней оценки девочек. Кроме того, более 50% мальчиков имели оценку 600 баллов (из возможных 800), тогда как ни одна девочка не имела оценки выше 600 баллов. Исследователи также сообщили о максимальных оценках. Максимальная оценка мальчика была на 190 баллов выше максимальной оценки девочки. Эти результаты можно ставить под сомнение, но исследователи настаивают на их объективности и считают, что одной из целей научных исследований должно стать изучение причин данного явления.
Слепые люди успешно избегают столкновении с различными препятствиями, однако очень малоизвестно, как им это удается. В одной из гипотез предполагалось, что у них развивается способность «видеть лицом», то есть они реагируют на ничтожные изменения давления воздуха на открытые участки кожи. Согласно другой теории, это происходит потому, что слепые могут улавливать самые слабые звуковые сигналы. Супа, Котцин и Далленбах (Supa, Cotzin, Dallenbach, 1944) решили проверить эти теории. В их эксперименте слепые люди ходили по комнате с установленными в ней различными препятствиями (экранами). Экспериментальные условия были представлены в двух вариантах. В первом случае слепым людям надевали войлочную маску на лицо и перчатки на руки (чтобы исключить восприятие кожей). Во втором случае им в уши вставлялись звукопоглощающие пробки. Третий вариант условий — контрольный: слепые просто ходили по той же комнате, как в обычных условиях. Результаты показали, что испытуемые из контрольной группы и испытуемые в войлочных масках каждый раз обходили препятствия, в то время как испытуемые с пробками в ушах каждый раз на них натыкались. На основании этих результатов авторы эксперимента пришли к заключению, что умение слепых людей обходить препятствия объясняется в первую очередь их тонкой чувствительностью к звуковым сигналам, а не «лицевым зрением».
Пол (Paul, 1966) провел эксперимент с целью проверки эффективности двух методов лечения речевой фобии. Его испытуемыми были студенты крупного университета, посещающие занятия по риторике. Пол выбрал 67 студентов, у которых были серьезные проблемы в процессе обучения, и распределил их по четырем группам. Первой группе из 15 человек предлагался курс поведенческой терапии. Другой группе из 15 человек предлагался курс рациональной терапии. Третья группа из 15 человек получала плацебо в виде безвредных, но и бесполезных таблеток, хотя испытуемым говорили, что это поможет им избавиться от проблем. Испытуемым из четвертой группы из 22 человек сообщали, что к ним не будут применяться какие-либо специальные меры, и они просто отвечали на те же вопросы, которые задавались членам других групп. Каждый испытуемый должен был произнести одну речь до начала предписанного курса и одну — после его завершения. Зависимой переменной было количество улучшений, выявляемых в речах испытуемых от первого ко второму разу по оценкам четырех психологов-клиницистов. Эти четыре специалиста не знали, какой курс проходил тот или иной испытуемый и в какой группе. Результаты эксперимента показали, что улучшили свои показатели 100% испытуемых из группы поведенческой терапии, 60% испытуемых из группы рациональной терапии, 73% испытуемых из группы плацебо и 32% испытуемых из контрольной группы, к которым не применялись никакие методы.
Очевидное проявление предвзятости при проведении эксперимента было показано Розенталем и Фоудом (Rosenthal, Fode, 1963). Студентам, обладавшим некоторыми знаниями в сфере экспериментальной психологии, предложили оценить способность проходить лабиринт у крыс, разделенных на две группы. «Экспериментаторам» было сказано, что одну группу сформировали из крыс, обладавших хорошей наследственной способностью прохождения лабиринта, тогда как другую группу — из крыс, такой способностью не обладавших. Как и ожидалось, «способные» показали значительно более высокие результаты. Однако странность заключалась в том, что крысы отбирались из стандартной выборки, в которой не было деления на способных и неспособных. Действительно ли крысы из группы «способных» проходили лабиринты лучше «неспособных»? Вряд ли, но «экспериментаторы» ожидали такого результата, и это ожидание повлияло на объективность их оценок.